В рамках знакомства с творчеством Пуччини посмотрела четыре оперы на один и тот же сюжет, при этом мне даже не нравится сам роман Прево. Как же так получилось-то?
Ну, то есть, роман не то чтобы не нравится, я его читала сто лет назад по программе в институте и совершенно не запомнила, никакого впечатления он на меня не произвёл. Единственное, что у меня в голове связано с этим романом, - строки:
Была зарыта шпагой, не лопатой
Манон Леско!(Ага, Пуччини и его фирменные мёртвые девушки!)Причём я была уверена, что это стихи Гумилёва, сейчас полезла проверять - нет, стихотворение посвящено Гумилёву, но это Кузмин.
С другой стороны, где роман, а где опера, так что решила всё-таки посмотреть.
Выяснилось, что Пуччини здорово покромсал первоисточник, оставив из всей книги всего четыре эпизода, да ещё снова сделал монтаж а-ля "прошло 19 лет", так что зритель, изрядно подзабывший роман (то есть я), остался в недоумении, что же там случилось и почему все эти несчастья свалились на голову бедняжки Манон.
Пришлось перечитать.
Степень моего офигения не передать словами. Бедняжке Манон и её кавалеру де Грие сочувствовать ну никак не получилось, особенно после постоянного нытья де Грие в духе: за что небеса нас так карают, мы же ничего не сделали, просто хотели пожить красиво. Действительно, за что? Подумаешь, воровство, шулерство, сутенёрство, проституция (ну, тут спорно, Манон всё-таки была содержанкой, а не проституткой), мошенничество - что же теперь, за это в тюрьму сажать? Я уж не говорю про такие мелочи, как вооружённое нападение и убийство
Пуччини и Массне основательно сместили акценты, и у них Манон действительно скорее жертва, особенно по сравнению с де Грие, который в опере отделался, можно сказать, лёгким испугом (у Прево он хотя бы в тюрьме посидел за свои махинации).
В общем, посмотрела я одну оперу Пуччини, прочитала роман, и мне стало интересно, а что же Массне сочинил по этому сюжету, так что заодно посмотрела и Массне. А поскольку у меня обе оперы были в двух вариантах, решила посмотреть сразу всё. Что интересно, из четырёх Манон попались две русские (певицы) и две перенесенные в 20 век.
Giacomo Puccini - Manon LescautОпера в четырех действиях на либретто (по-итальянски) Руджеро Леонкавалло, Марко Праги, Доменико Оливы, Джузеппе Джакозы, Джулио Рикорди и Луиджи Иллики, основанное на романе аббата Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско».
Режиссер: Richard Eyre
Дирижер: Fabio Luisi
Исполнители:
Манон Леско - Kristine Opolais
Де Грие - Roberto Alagna
Леско - Massimo Cavalletti
Жеронт - Brindley Sherratt
Metropolitan Opera
Год записи: 2016
Манон, пятнадцатилетняя красавица, которую родители хотят отдать в монастырь из-за весёлого нрава.
Де Грие, юный студент, влюбившийся в Манон с первого взгляда.
Богач Жеронт, положивший глаз на Манон.
Режиссёр поместил действие в оккупированную нацистами Францию. Смысла в этом никакого нет, и никакой роли в сюжете это не играет. Если им хотелось одеть Манон именно в такие платьица, можно было просто не конкретизировать время действия. Ну ок.
Манон с братом приезжает в Амьен. Их попутчик Жеронт строит коварные планы.
Жеронт хочет похитить Манон и уже подготовил транспорт.
Друг Де Грие подслушал Жеронта и предупредил Де Грие.
Манон поначалу ведёт себя скромно.
И это странно, ведь в те времена девушку отдавали в монастырь не потому, что она любит посмеяться, а потому, что из-за "весёлого нрава" она может принести в подоле, так что вряд ли настоящая Манон была такой уж скромницей.
Де Грие уговаривает Манон бежать с ним, хоть и не сразу.
Леско утешает Жеронта: Манон скоро надоест жить в нищете с Де Грие, и вот тогда-то Жеронту повезёт.
Счастливая жизнь Манон и Де Грие осталась за кадром, потому что Пуччини это не интересно.
Не прошло и года, как Манон бросила Де Грие и живёт в роскоши на денежки Жеронта. Что сказать, Леско хорошо знает сестру.
Нанятые Жеронтом певцы поют Манон мадригалы.
Гости приносят ей подарки.
Учитель танцев лапает Манон на глазах Жеронта.
Сладкая жизнь хороша, но приелась. Манон скучает по Де Грие.
"Если женщина заскучала, быть беде", - думает Леско и зовёт Де Грие, который пытается заработать деньги игрой в карты.
В самый пикантный момент их застаёт Жеронт. Манон оскорбляет его, и он жаждет мести.
Манон слишком долго собирает драгоценности и меха, Жеронт успевает вернуться с полицией, и Манон арестовывают за распутство (была такая статья, оказывается).
Тюрьма.
Манон приговорили к высылке в Америку вместе с другими женщинами лёгкого поведения. Странные у них там наказания были.
Де Грие уговаривает капитана взять его на корабль, чтобы не разлучаться с Манон.
Если не знать, что было в романе, можно подумать, что узников прямо с корабля выкинули в американскую пустыню, и живите как хотите.
На самом-то деле Манон и Де Грие некоторое время благополучно жили в Америке, притворяясь мужем и женой, а когда решили пожениться на самом деле, один из знатных воздыхателей Манон, узнав, что она не замужем, начал её домогаться (называется, не жили праведно, нечего было и начинать). Де Грие вызывал его на дуэль, ранил, решил, что убил, и они с Манон бежали в пустыню.
Пуччини ничего этого не объясняет, у него после корабля сразу пустыня. Там Манон быстро чем-то заболевает...
...и умирает на руках у Де Грие.Второй вариант. К счастью, никаких фашистов тут нет, всё аутентично.
Режиссер: Liliana Cavani
Дирижер: Riccardo Muti
Исполнители:
Манон Леско - Мария Гулегина
Де Грие - Jose Cura
Леско - Lucio Gallo
Жеронт - Luigi Roni
Ла Скала
Год записи: 1998
Амьен.
Де Грие.
Самое любимое занятие женщин в опере - шитьё.
Манон.
Жеронт.
Де Грие уговаривает Манон бежать в экипаже Жеронта.
Леско быстро находит общий язык с Жеронтом.
Роскошная жизнь Манон.
Мадригалы.
Подарки.
Танцы.
Появляется Де Грие.
Полиция, наручники, тюрьма.
Высылка в Америку.
Негостеприимная Америка.
Любимый финал Пуччини.Jules Massenet - ManonОпера в пяти действиях на либретто (по-французски) Анри Мельяка и Филиппа Жилля, основанное на романе Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско».
Режиссёр: Laurent Pelly
Дирижёр: Maurizio Benini
Исполнители:
Манон - Lisette Oropesa
Шевалье де Грие - Michael Fabiano
Гийо Морфонтейн - Carlo Bosi
Леско - Artur Rucinski
де Бретиньи - Brett Polegato
Граф де Грие - Kwangchul Youn
Metropolitan Opera
Год записи: 2019
Массне так безжалостно роман не кромсал, но большую часть художеств Манон и Де Грие из сюжета выкинул, так что у него они тоже достаточно белые и пушистые, не то что в романе.
Весёлая девчуля Манон.
Де Грие.
Брательник.
Старый сладострастник Гийо.
Граф Де Грие, отец нашего студента.
Амьен.
У Моцарта были три феечки, у Вагнера - три русалки, у Массне - три дамы.
Прибытие дилижанса с пассажирами.
У Массне Леско - двоюродный брат, который впервые видит Манон.
Гийо тут же начинает клеиться к красивой девушке, но получает от ворот поворот.
А вот Де Грие сразу завоёвывает сердце Манон.
Она охотно убегает с ним.
Дамы смеются над оставшимся с носом Гийо.
Влюблённые счастливо живут в Париже.
Пока их не находит Леско и его друг Де Бретиньи.
О-ла-ла, оказывается, богач Де Бретиньи давно оказывает знаки внимания Манон. Он рассказывает, что отец Де Грие собирается силой увезти сына.
Манон не предупреждает Де Грие, и его увозят. Ей жаль расставаться с ним, но она планирует жить в роскоши с Де Бретиньи.
Де Бретиньи обеспечивает Манон роскошную жизнь, которой она так жаждет.
На прогулке Манон встречает графа Де Грие, который сообщает, что его сын стал священником и забыл Манон.
Чтобы впечатлить Манон, Гийо нанимает целую балетную труппу, но Манон слишком ошарашена новостью о Де Грие, и не обращает внимания на Гийо. Он оскорблён.
Дальше зачем-то начинается вакханалия.
Церковь.
Прихожанки в восторге от молодого священника.
Отец передаёт Де Грие деньги - наследство от матери.
Манон приходит убедиться, что Де Грие её всё ещё любит.
И убеждается. К тому же, у него теперь есть деньги.
У него есть деньги! Гуляем! Игорный дом "Трансильвания".
Де Грие обыгрывает Гийо в карты, у того лопается терпение, он приводит полицию и обвиняет Де Грие и Манон в жульничестве, но отец заступается за Де Грие, и арестовывают одну Манон.
Де Грие ждёт арестованную Манон.
Она больна и не может идти, и Де Грие подкупает сопровождающих.
Не добравшись даже до корабля, чего уж говорить о пустыне, Манон умирает на руках Де Грие.Второй вариант, где действие пернесено в пятидесятые (вроде бы) годы 20 века.
Режиссёр: Vincent Paterson
Дирижёр: Daniel Barenboim
Исполнители:
Манон - Анна Нетребко
Шевалье де Грие - Rolando Villazon
Берлинская государственная опера
Год записи: 2007
Школьница Манон едет в Амьен.
Амьен.
Первая встреча кузенов Леско.
Гийо.
Мгновенно вспыхнувшая любовь между Манон и Де Грие.
Квартира в Париже.
Бой подушками.
Нежданные гости Леско и Де Бретиньи.
Манон выбирает Де Бретиньи.
Шумная парижская жизнь.
Манон наслаждается вниманием мужчин.
Граф Де Грие портит ей настроение, сообщив о том, что Де Грие забыл её.
После таких новостей Манон не до балета.
Церковь.
Прихожанки.
Отец и сын.
Соблазнительница Манон.
"Трансильвания".
Три дамы.
Манон и Де Грие.
В статике не так видно, но, по-моему, тут ей пытались сделать образ под Мэрилин Монро. Возможно, и другие платьишки - отсылки к чему-то.
Арест.
Тюрьма, болезнь и смерть.