То, что я посмотрела все оперы Пуччини, не значит, что я с ним закончила, есть ведь ещё разные постановки
Тем более, что я всё-таки нашла китайскую Турандот и наконец-то увидела китайцев в ролях китайцев (и татар заодно).
Дирижёр - Daniel Oren
Постановщик - Chen Xinyi
Исполнители:
Турандот - Sun Xiuwei
Калаф - Dai Yuqiang
Лю - Yao Hong
Тимур - Tian Haojiang
China NCPA Chorus and Orchestra
China National Centre for the Performing Arts, 2015
Сказочный Китай. Жаль, что качество изображения не ахти.
Внезапный балет. Не знаю, что символизируют эти птички, возможно, битву добра и зла? Или инь и ян?
Воссоединение семьи.
Калаф и Тимур.
Лю.
Принц Персии в руках палача.
Беспощадная Турандот, первое появление.
Вот интересно, это какое-то обязательное требование к костюму Турандот - носить на голове вавилонскую башню? Во всех постановках она присутствует. Бедные певицы.
Пинг, Панг и Понг пытаются сохранить жизнь влюблённому Калафу, а тот, неблагодарный, упирается.
Чиновники мечтают сбагрить сумасбродную Турандот замуж и зажить тихой спокойной жизнью.
Церемония разгадывания загадок.
Император.
Хитрый татарин.
Турандот заранее нарядилась в траурные белые одежды.
Не помогло. На табло загораются правильные ответы, которые дал Калаф.
Калаф загадывает свою загадку.
Nessun dorma.
Пинг, Панг и Понг соблазняют Калафа сексом и богатством.
Лю и Тимур схвачены.
Турандот приказывает пытками вырвать из Лю имя Калафа.
В этой постановке Лю убивает себя кинжалом, отобранным у одного из чиновников, и её душу уносит белый птиц.
Турандот в шоке. Странно, пытки у неё шока не вызвали, и приказы о смерти она раздаёт равнодушно, а тут вдруг такая реакция. Возможно, её ужаснуло то, что возможность узнать имя Калафа уплыла из рук.
В любом случае, Турандот и дальше ходила, как в ступоре, чем и воспользовался Калаф.
Потом она уже сама на него вешается.
Птички их благословляют.
Тимур, который только что проклинал всех китайцев за смерть Лю, благословляет тоже.
Калаф тоже обзавёлся шапочкой из фольги и всем доволен.
И вот этот хэппи-энд после сильнейшей сцены смерти Лю и проклятий Тимура кажется искусственным и чересчур слащавым, как будто пришитым из какой-то другой сказки. Лично для меня, конечно. Но не всё так плохо.
Я нашла идеальную для себя Турандот, и вдвойне отрадно, что она русская. Вот в ней-то с логикой развития персонажей всё в порядке. Несмотря на оригинальную трактовку, там есть только то, что написал Пуччини, никаких концовок по черновикам, написанных другими композиторами.
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик – Владимир Федосеев
Художник-постановщик – Камелия Куу (Канада)
Художник по свету - Томас Хазе (США)
Исполнители:
Елена Михайленко (Турандот)
Ксения Лисанская (принцесса)
Дмитрий Пономарёв (Альтоум)
Алексей Тихомиров (Тимур)
Виталий Серебряков (Калаф)
Юлия Щербакова (Лиу)
Геликон-опера, 2018 г.
Что самое приятное, оперу можно посмотреть на ютубе целиком с субтитрами: www.youtube.com/watch?v=fxKBmcJO-Ys
Вообще, в отличие от других опер, Турандот я предпочитаю смотреть без субтитров и просто наслаждаться музыкой, потому что как только я вчитываюсь в текст, у меня сразу начинает подгорать. Видимо, у Бертмана тоже подгорело
Действие начинается прямо в зрительном зале. Костюмы и не сказочные, и не современные. Такая вневременная история.
Тимур и Лю.
Калаф.
При всём уме Калафа (или умении разгадывать загадки, что не одно и то же), поступки его никакой симпатии не вызывают, поэтому логично, что режиссёр делает его одним из стражников, избивающих народ.
Луна играет в сюжете большую роль - по ходу действия она превращается то в гонг, то в бешено вращающееся лезвие, то просто в узор.
Что уникально в этой постановке (хотя не знаю, может, кто-то это уже делал): Турандот на самом деле две.
Первая Турандот, скрытая. Её никто не видит. То ли это тёмная сторона души принцессы, то ли это дух вселившейся в неё давно сгнившей Лоулин, мечтающей о мести, то ли это настоящая Турандот, уродившаяся такой и тщательно скрываемая отцом, - интерпретировать можно по-разному.
Палач и персидский принц.
После разговора с Лю Калаф, кажется, готов ответить на её чувства.
Но появляется Турандот и всё, Калаф больше не видит никого и ничего.
Ну, ещё бы. Это вторая, внешняя Турандот, которую видят все.
Пинг, Панг и Понг.
Вот от этого момента я вообще улетаю на Плутон. Мужик ей один раз улыбнулся (и даже не запомнил её), а она теперь ради этого должна позаботиться о его отце. Ага, нищая беззащитная рабыня в чужой стране должна заботиться о слепом старике, пока его сынок окучивает принцесс Да тут на целый алфавит наберётся:
З - забота
Р - родственная любовь
С - сыновний долг
Луна превращается в гонг, возвещающий о желании Калафа пройти испытание с загадками.
А тут луна освещает мечты Пинга, Панга и Понга.
Церемония.
Император.
Турандот в окружении придворных дам.
У Турандот близкие отношения с палачом.
Внешняя Турандот у всех на виду, скрытая внизу, в подвале, в подсознании.
У внешней Турандот неестественная, ломаная пластика марионетки.
Временами она выглядит просто вульгарно, но Калафу всё ок норм.
С каждой новой загадкой открывается новый люк, куда в случае неудачи сбросят Калафа.
Скрытая Турандот сидит под люком и ждёт провала Калафа, чтобы что? Разорвать его и съесть? Не удивлюсь.
Увы ей.
Отец-император единственный, кто видит настоящую Турандот.
Калаф, конечно, отнекивается, мол, никакого насилия, он только хочет разжечь в ней страсть, но в классических постановках именно это он и делает - обнимает и целует её насильно, видать, без насилия страсть плохо разгорается.
Nessun dorma.
Алфавит всё пополняется:
А - альтруизм
Д - доброта
С - сострадание
Обе Турандот готовы пытками вырвать имя Калафа.
Калаф опять видит только Турандот, он даже не замечает, как Лю берёт у него нож.
Все смотрят на Лю, и только Калаф - на Турандот.
Ну наконец-то и Калафа проняло.
Пустые слова. В классических постановках. Для чего они тогда вообще были сказаны?
После таких слов кажется логичным, что Тимур тоже умирает. В классических постановках это не так. Опять пустые слова, к чему?
А вот здесь всё оправдано.
Толпа в шоке. Катарсис. И только Калаф, забыв про Лю, опять бежит за Турандот.
Вот только эта не та Турандот. В красивой марионетке больше нет нужды.
Турандот показывает своё истинное лицо. Несмотря на проигрыш, она довольна - кровавая жертва всё равно принесена, пусть умер не Калаф, а Лю и Тимур.
Калаф получил, что хотел. Но что-то он не слишком рад. Карма - та ещё стерва.
Хэппи-энд?
Вечер в опере. Пуччини - Турандот
То, что я посмотрела все оперы Пуччини, не значит, что я с ним закончила, есть ведь ещё разные постановки
Тем более, что я всё-таки нашла китайскую Турандот и наконец-то увидела китайцев в ролях китайцев (и татар заодно).
Я нашла идеальную для себя Турандот, и вдвойне отрадно, что она русская. Вот в ней-то с логикой развития персонажей всё в порядке. Несмотря на оригинальную трактовку, там есть только то, что написал Пуччини, никаких концовок по черновикам, написанных другими композиторами.
Тем более, что я всё-таки нашла китайскую Турандот и наконец-то увидела китайцев в ролях китайцев (и татар заодно).
Я нашла идеальную для себя Турандот, и вдвойне отрадно, что она русская. Вот в ней-то с логикой развития персонажей всё в порядке. Несмотря на оригинальную трактовку, там есть только то, что написал Пуччини, никаких концовок по черновикам, написанных другими композиторами.