Стоп-кран
Пора возвращаться на родину. А то из более чем 50 имеющихся у меня русских опер прослушаны только 3. Непорядок!
Михаил Глинка - Руслан и Людмила
Опера в пяти действиях на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А.Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.
Мариинский театр и Опера Сан-Франциско
Запись 1995 года
Режиссёр — Лотфи Мансури
Дирижёр - Валерий Гергиев
Исполнители:
Светозар - Михаил Кит
Людмила - Анна Нетребко
Руслан - Владимир Огновенко
Ратмир - Лариса Дядькова
Фарлаф - Геннадий Беззубенков
Горислава - Галина Горчакова
Финн - Константин Плужников
Наина - Ирина Богачёва
Баян - Юрий МарусинИсполнители:









И сноваздравствуйте Глинка, и снова проблемы с пониманием текста. Когда поют низкие голоса, вроде бы всё понятно, у высоких голосов понимаю только половину слов, а уж когда вступает хор, тушите свет, вообще ничего не понятно 
Наверное, мало кто из живущих в России ни разу не слышал увертюру к Руслану и Людмиле, даже если и не знал, что это именно она. Увертюра просто ураган, а в финале хор повторяет мелодию уже со словами. Снимаю шляпу, это ж надо такую скороговорку хором оттарабанить. Вот, кстати, эта увертюра (синопсис оперы на ютуб-канале Мариинского):
Марш Черномора тоже, наверное, все слышали, знаменитая мелодия. Ещё мне понравилась ария Руслана («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?») и неожиданно бодрая ария Фарлафа («Близок уж час торжества моего»). Остальное было просто красиво, но такого впечатления, как Жизнь за царя, не произвело
Как и в Жизни, здесь есть большие хореографические вставки, хотя оперой-балетом, как у Рамо или Люлли, это не назовёшь.
Пересказывать сюжет нет смысла, какой же русский не знает сюжет сказки Пушкина. Правда, Глинка его немного изменил: князя Владимира почему-то назвали Светозаром (вот этого я вообще не поняла, чтобы лучше в стихотворную строфу ложилось, что ли?), Рогдая вообще выкинули из сюжета (ну и правильно, этот лузер всё равно быстро помер и только тормозил бы действие, а опера и так идёт три с половиной часа), шапку-невидимку тоже выкинули, потому что без современных спецэффектов такое на сцене не изобразишь, безымянная пастушка обзавелась именем Горислава и стала пленницей Ратмира.
Правда, я и тут нашла повод побухтеть, что ж такое-то
Просто, когда пересматриваешь знакомое с детства произведение взрослыми глазами, всё воспринимается уже совсем по-другому. (Я ещё и оригинал перечитала. Надо сказать, он довольно эротичен, постоянно идут намёки на интимные отношения Руслана с Людмилой и Ратмира со всякими девами. Вот вам и детская сказочка. Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)



Свадьба Руслана и Людмилы.

Баян предсказывает счастье и несчастье.


Несчастье не замедляет произойти. Черномор усыпляет гостей и похищает Людмилу.



Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, и рассказывает про свою несчастную любовь.
Вот эта вот история Финна - это какой-то финский стыд. Влюбился он в юную красавицу Наину, а она ему прямо сказала: я тебя не люблю. Окей. С первого раза он не понял и решил её завоевать. Подумал, наверное, что она ищет богатого папика, а нищий пастух ей неинтересен. Добился он славы и богатства и опять пришёл к ней. Она ему опятьрусским по белому сказала: я тебя не люблю. Слава и богатство её не прельстили, значит, дело не в папике, просто Финн ей до такой степени не нравился, что и деньги не помогли. Тут уже и до жирафа бы дошло, но до него нет, не дошло. И он решил её приворожить. Сделать своей, лишив свободы воли. Ну что, пацан решил - пацан сделал. И тут ему прилетело от мироздания, потому что карма та ещё стерва, как мы знаем. Наина к нему таки приворожилась, но поскольку лет на изучение колдовства ушло немало, из юной красавицы она успела стать уродливой старушкой. А Финн-то влюбился в красоту Наины, нафига ему реальная Наина с её старческими болячками, ему молодую красотку подавай. Про то, что он сам теперь уродливый старичок, Финн и не думает. Ясно, что Наина озлобилась и стала этому тупому козлине мстить. А кто бы не стал?
Самый цимес в том, что Финн сделал ровно то же, что и Черномор - заколдовал и украл девушку, которую не мог получить, так сказать, законным путём. И при этом Черномор злодей и отрицательный персонаж, а Финн добрый положительный волшебник.

Два фейспалма, потому что одного недостаточно.
Руслан, кстати, тоже хорош. Людмила - беспомощная пленница в руках Черномора, Руслану бы стоило побеспокоиться о её безопасности, но нет, он сгорает от ревности: не изменяет ли она ему там. Тут уже и двух фейспалмов мало.

Для такого старикана, как Финн, эта яркая энергичная Наина слишком хороша.

Фарлаф с помощью Наины чуть не получил Людмилу.


Руслан побеждает голову брата Черномора.


Замок Наины, куда девушки заманивают рыцарей.


Ратмира тоже заманили.


В замке он неожиданно встретил влюблённую в него Гориславу.


Людмила отвергает подарки Черномора и страдает.

Черномор.



Вечеринка с танцами в честь Людмилы.


В разгар веселья появился Руслан и оттяпал Черномору бороду.

Черномор успел усыпить Людмилу.


По дороге в Киев Фарлаф украл Людмилу и победителем явился к Светозару, однако разбудить Людмилу не смог.


Разбудил её, конечно, Руслан.

Веселится и ликует весь народ.
Михаил Глинка - Руслан и Людмила

Мариинский театр и Опера Сан-Франциско
Запись 1995 года
Режиссёр — Лотфи Мансури
Дирижёр - Валерий Гергиев
Исполнители:
Светозар - Михаил Кит
Людмила - Анна Нетребко
Руслан - Владимир Огновенко
Ратмир - Лариса Дядькова
Фарлаф - Геннадий Беззубенков
Горислава - Галина Горчакова
Финн - Константин Плужников
Наина - Ирина Богачёва
Баян - Юрий МарусинИсполнители:









И снова

Наверное, мало кто из живущих в России ни разу не слышал увертюру к Руслану и Людмиле, даже если и не знал, что это именно она. Увертюра просто ураган, а в финале хор повторяет мелодию уже со словами. Снимаю шляпу, это ж надо такую скороговорку хором оттарабанить. Вот, кстати, эта увертюра (синопсис оперы на ютуб-канале Мариинского):
Марш Черномора тоже, наверное, все слышали, знаменитая мелодия. Ещё мне понравилась ария Руслана («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?») и неожиданно бодрая ария Фарлафа («Близок уж час торжества моего»). Остальное было просто красиво, но такого впечатления, как Жизнь за царя, не произвело

Пересказывать сюжет нет смысла, какой же русский не знает сюжет сказки Пушкина. Правда, Глинка его немного изменил: князя Владимира почему-то назвали Светозаром (вот этого я вообще не поняла, чтобы лучше в стихотворную строфу ложилось, что ли?), Рогдая вообще выкинули из сюжета (ну и правильно, этот лузер всё равно быстро помер и только тормозил бы действие, а опера и так идёт три с половиной часа), шапку-невидимку тоже выкинули, потому что без современных спецэффектов такое на сцене не изобразишь, безымянная пастушка обзавелась именем Горислава и стала пленницей Ратмира.
Правда, я и тут нашла повод побухтеть, что ж такое-то




Свадьба Руслана и Людмилы.

Баян предсказывает счастье и несчастье.


Несчастье не замедляет произойти. Черномор усыпляет гостей и похищает Людмилу.



Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, и рассказывает про свою несчастную любовь.
Вот эта вот история Финна - это какой-то финский стыд. Влюбился он в юную красавицу Наину, а она ему прямо сказала: я тебя не люблю. Окей. С первого раза он не понял и решил её завоевать. Подумал, наверное, что она ищет богатого папика, а нищий пастух ей неинтересен. Добился он славы и богатства и опять пришёл к ней. Она ему опять
Самый цимес в том, что Финн сделал ровно то же, что и Черномор - заколдовал и украл девушку, которую не мог получить, так сказать, законным путём. И при этом Черномор злодей и отрицательный персонаж, а Финн добрый положительный волшебник.


Руслан, кстати, тоже хорош. Людмила - беспомощная пленница в руках Черномора, Руслану бы стоило побеспокоиться о её безопасности, но нет, он сгорает от ревности: не изменяет ли она ему там. Тут уже и двух фейспалмов мало.

Для такого старикана, как Финн, эта яркая энергичная Наина слишком хороша.

Фарлаф с помощью Наины чуть не получил Людмилу.


Руслан побеждает голову брата Черномора.


Замок Наины, куда девушки заманивают рыцарей.


Ратмира тоже заманили.


В замке он неожиданно встретил влюблённую в него Гориславу.


Людмила отвергает подарки Черномора и страдает.

Черномор.



Вечеринка с танцами в честь Людмилы.


В разгар веселья появился Руслан и оттяпал Черномору бороду.

Черномор успел усыпить Людмилу.


По дороге в Киев Фарлаф украл Людмилу и победителем явился к Светозару, однако разбудить Людмилу не смог.


Разбудил её, конечно, Руслан.

Веселится и ликует весь народ.
@темы: Глинка, опера, музыка, Руслан и Людмила