Михаил Глинка - Руслан и Людмила
Опера в пяти действиях на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А.Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.
Мариинский театр и Опера Сан-Франциско
Запись 1995 года
Режиссёр — Лотфи Мансури
Дирижёр - Валерий Гергиев
Исполнители:
Светозар - Михаил Кит
Людмила - Анна Нетребко
Руслан - Владимир Огновенко
Ратмир - Лариса Дядькова
Фарлаф - Геннадий Беззубенков
Горислава - Галина Горчакова
Финн - Константин Плужников
Наина - Ирина Богачёва
Баян - Юрий МарусинИсполнители:
И снова
Наверное, мало кто из живущих в России ни разу не слышал увертюру к Руслану и Людмиле, даже если и не знал, что это именно она. Увертюра просто ураган, а в финале хор повторяет мелодию уже со словами. Снимаю шляпу, это ж надо такую скороговорку хором оттарабанить. Вот, кстати, эта увертюра (синопсис оперы на ютуб-канале Мариинского):
Марш Черномора тоже, наверное, все слышали, знаменитая мелодия. Ещё мне понравилась ария Руслана («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?») и неожиданно бодрая ария Фарлафа («Близок уж час торжества моего»). Остальное было просто красиво, но такого впечатления, как Жизнь за царя, не произвело Как и в Жизни, здесь есть большие хореографические вставки, хотя оперой-балетом, как у Рамо или Люлли, это не назовёшь.
Пересказывать сюжет нет смысла, какой же русский не знает сюжет сказки Пушкина. Правда, Глинка его немного изменил: князя Владимира почему-то назвали Светозаром (вот этого я вообще не поняла, чтобы лучше в стихотворную строфу ложилось, что ли?), Рогдая вообще выкинули из сюжета (ну и правильно, этот лузер всё равно быстро помер и только тормозил бы действие, а опера и так идёт три с половиной часа), шапку-невидимку тоже выкинули, потому что без современных спецэффектов такое на сцене не изобразишь, безымянная пастушка обзавелась именем Горислава и стала пленницей Ратмира.
Правда, я и тут нашла повод побухтеть, что ж такое-то Просто, когда пересматриваешь знакомое с детства произведение взрослыми глазами, всё воспринимается уже совсем по-другому. (Я ещё и оригинал перечитала. Надо сказать, он довольно эротичен, постоянно идут намёки на интимные отношения Руслана с Людмилой и Ратмира со всякими девами. Вот вам и детская сказочка. Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
Свадьба Руслана и Людмилы.
Баян предсказывает счастье и несчастье.
Несчастье не замедляет произойти. Черномор усыпляет гостей и похищает Людмилу.
Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, и рассказывает про свою несчастную любовь.
Вот эта вот история Финна - это какой-то финский стыд. Влюбился он в юную красавицу Наину, а она ему прямо сказала: я тебя не люблю. Окей. С первого раза он не понял и решил её завоевать. Подумал, наверное, что она ищет богатого папика, а нищий пастух ей неинтересен. Добился он славы и богатства и опять пришёл к ней. Она ему опять
Самый цимес в том, что Финн сделал ровно то же, что и Черномор - заколдовал и украл девушку, которую не мог получить, так сказать, законным путём. И при этом Черномор злодей и отрицательный персонаж, а Финн добрый положительный волшебник.
Два фейспалма, потому что одного недостаточно.
Руслан, кстати, тоже хорош. Людмила - беспомощная пленница в руках Черномора, Руслану бы стоило побеспокоиться о её безопасности, но нет, он сгорает от ревности: не изменяет ли она ему там. Тут уже и двух фейспалмов мало.
Для такого старикана, как Финн, эта яркая энергичная Наина слишком хороша.
Фарлаф с помощью Наины чуть не получил Людмилу.
Руслан побеждает голову брата Черномора.
Замок Наины, куда девушки заманивают рыцарей.
Ратмира тоже заманили.
В замке он неожиданно встретил влюблённую в него Гориславу.
Людмила отвергает подарки Черномора и страдает.
Черномор.
Вечеринка с танцами в честь Людмилы.
В разгар веселья появился Руслан и оттяпал Черномору бороду.
Черномор успел усыпить Людмилу.
По дороге в Киев Фарлаф украл Людмилу и победителем явился к Светозару, однако разбудить Людмилу не смог.
Разбудил её, конечно, Руслан.
Веселится и ликует весь народ.